понедельник, 30 августа 2010 г.

Убийцы времени на уроках английского


Каждое занятие по английскому языку длится, как правило, около 90 минут. Если вы занимаетесь английским с преподавателем два раза в неделю (это стандартная схема), то вы проводите всего лишь 3 часа в англоязычной среде. Если учесть, что на русском или украинском мы разговариваем более 80 часов в неделю, то вы понимаете, как мало у вас есть времени на разговорную практику.
Но и это еще не все. На каждом уроке английского языка присутствуют, так называемые, убийцы времени. Они крадут у вас именно то время, которое вы могли бы использовать для общения на английском и, тем самым, улучшить скорость или аккуратность своей речи. Но вместо этого вы посвящаете свое время им – ворам ваших драгоценных минут. О них и о том, как именно их избежать, мы и поговорим в этом посте.

Индивидуальные занятия
Проблема 1: Проверка домашних заданий. На такую проверку может уйти от 5 (что еще допустимо) до 25 минут. Представьте сколько времени можно потерять на одном уроке, если вам дали большое домашнее задание, а потом начинают его проверять, забирая время у вашей разговорной практики на уроке.
Решение: Я не предлагаю вам обойтись без проверки заданий. Я прекрасно знаю, что хоть и делаем их мы для себя, на самом деле, для нас очень важно, чтобы преподаватель с нас спросил. Поэтому со своими студентами я поступаю так:
- если это творческое письменное задание, то они присылают его мне на e-mail, и я проверяю его дома, а потом присылаю свои комментарии;
- если это стандартные упражнения, то я даю студентам ответы. Выполнив задания, они сами проверяют себя, и на уроке мы обсуждаем только те предложения, по поводу которых у них были вопросы;
- если это было задание на изучение новых слов, то я делаю его проверку коммуникативной. Например, студенты должны использовать слова в предложениях или ответить на мои вопросы, используя эти слова.
Применяя такой подход, я не забираю время своих студентов на уроке, и это позволяет больше времени уделить общению на английском.

Проблема 2: Невыполнение домашнего задания. Практически каждый хороший преподаватель английского языка тратит на подготовку к уроку от 40 минут до нескольких часов. Это – его домашнее задание. Если он придет неподготовленным, то вы это элементарно заметите по тому, как он долго будет выискивать подходящее для вас упражнение и подбирать нужные аудиотреки. Но то, что касается преподавателя, касается и студента. Если вы не сделаете домашнее задание, то вы задержите свой прогресс, не закрепив нужные темы и не развив необходимых навыков. Очень часто может оказаться, что тема была настолько важной, что вам придется выполнять задание прямо на уроке, что, опять-таки, заберет время у вашей разговорной практики. По моим наблюдениям, студенты, которые всегда выполняют домашние задания, да еще и сами находят себе материал для практики, учатся процентов на 20-40% успешнее и быстрее остальных.
Решение: Думаю, что рецепт решения проблемы очевиден – делать все домашние задания. Заранее договоритесь с преподавателем, какой объем заданий вы могли бы выполнять и в какие дни вы можете делать больше, а в какие – меньше. Я понимаю, что вам с трудом удается выкроить время на занятия по английскому, но если вы нашли время для них, то советую вам найти время и на выполнение домашних заданий. А иначе, вы сами будете тормозить свой прогресс.

Проблема 3: Объяснение грамматики на уроке и выполнение упражнений. При традиционном обучении изучение грамматики происходит так:
- Учитель объясняет грамматический материал на уроке;
- Студент/студенты выполняют одно или несколько упражнений по грамматике на уроке;
- Студенты читают информацию по грамматике дома и выполняют упражнения;
- На следующем уроке учитель проверяет материал, а студенты задают вопросы.
Итого, на изучение одной грамматической темы у вас уходит около двух занятий, на которых где-то 10-30 минут идет на работу с грамматикой. Я не стану спорить, что грамматика действительно важна и знать ее нужно, но объяснение правил не должно отбирать много времени.
Решение: Со своими студентами я работаю по американской системе (так они проводят лекции в университетах по всем предметам):
- Учитель задает студентам прочитать материал по грамматике дома (я, например, к занятиям, где нам понадобится изучение грамматики, составляю доступные для восприятия схемы и снабжаю их комментариями и примерами, которые студенты легко могут понять самостоятельно);
- Студенты делают несколько упражнений дома, проверяют правильность их выполнения и отмечают спорные предложения или выписывают свои вопросы;
- На уроке учитель обсуждает вопросы студентов по грамматике и помогает студентам самостоятельно корректировать возникшие ошибки;
- Дома студенты снова делают упражнения для закрепления этой грамматической темы.
Таким образом, на обсуждение грамматики тратится максимум 10 минут одного урока, к тому же материал уже известен студентам. И эффективность такого подхода гораздо выше, потому что 1) проработка уже изученной темы забирает мало времени; 2) для студентов изучение грамматики становится интерактивным диалогом с преподавателем, а не пассивным восприятием его лекции у доски; 3) преподаватель за вас выучить грамматику английского не может, вы можете это сделать только самостоятельно через действие, так что двойное объяснение грамматики не поможет, если вы не поработаете над ней сами.

Проблема 4: Подробное аудирование. Бесспорно, аудирование – это, пожалуй, один из самых важных навыков, которые вам понадобятся для успешного общения на английском языке. Поэтому ему стоит посвящать время на уроке. Но очень часто время для аудирования становится потерей времени. Почему? Причин для этого несколько:
- Плохое качество записи;
- Незнание нужных слов и грамматических структур;
- Неумение мысленно расчленять английские фразы и предложения на отдельные слова;
- Бесцельное прослушивание текста, диалога или песни без предварительно поставленной цели: ответить на вопросы, заполнить пропуски в предложениях и т.д.;
- Несоответствие скорости и сложности речи вашему уровню.
Из-за этих проблем на прослушивание самого короткого текста может уйти от 15 до 30 минут, что, конечно, является ничем иным, как потерей времени и бессмысленной тратой ваших денег.
Решение: Чтобы аудирование превратилось из средневековой пытки в приятное и коротенькое упражнение, нужно совсем немного. Первое, что делаю я, когда начинаю курс английского со своими студентами – это записываю им диск (как правило, DVD) с материалами на прослушивание, адекватными их уровню. Они скидывают себе эти тексты на мобилку или плеер и прослушивают во время поездок в метро, на машине, просто прогулок по городу и даже во время готовки или уборки в квартире. Это настраивает студентов на восприятие английской речи на слух и упрощает понимание упражнений по аудированию на уроках. Мой совет – слушать любое аудио (желательно один и тот же диск), пока вы не почувствуете, что 1) вы начали понимать, где заканчивается одно, а где начинается другое слово; 2) вы начали узнавать знакомые слова; 3) с каждым разом вы понимаете все больше и больше из содержания; 4) вы начали понимать смысл незнакомых слов из контекста; 5) вы начали понимать около 80-90% текста (100% - это вообще мечта!).
И еще! Если на уроке с вами проводят аудирование, проследите, чтобы вам дали список незнакомых слов, которые могут встретиться вам в тексте и поставили цель, ради которой вы и слушаете этот текст. А если вы ощущаете, что вы не понимаете 70-80% текста, то, возможно, вам есть смысл попросить преподавателя приносить вам тексты попроще, чтобы, научившись щелкать их, вы смогли позже взять и более высокий барьер.

На моем сайте представлено множество материалов для изучения английского языка. Вы легко найдете их, перейдя по ссылке: http://www.enrucafe.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий